Критиковать правильно: искусство давать обратную связь и спокойно принимать критику

«Давать обратную связь» — настоящая мантра компаний и руководителей. Раньше идеалом считались глобальные опросы сотрудников, которые проходили один-два раза в год. Сегодня компании стараются привить культуру постоянного фидбэка и предлагают сотрудникам и их руководителям регулярно рассказывать друг другу о том, что их устраивает или не устраивает друг в друге. Но делать критические замечания и принимать их не так легко.

Американский бизнес-консультант Ким Скотт, реализовавшая несколько проектов в Google и Apple, рассказывала о случае, который изменил ее отношение к критике. Когда она только начинала работать в Google, то с успехом провела первую презентацию перед директорами. Но ее непосредственный руководитель после презентации вместо похвалы предложила прогуляться и поговорить. Она посоветовала Ким обратиться к коучу, который научит ее выступать и не произносить постоянно «э-э-э». Ким подумала, что в этом нет ничего страшного. Тогда руководитель сделала паузу, а потом сказала: «Наверное, мне нужно быть яснее. Когда ты через каждые три слова произносишь “э-э-м”, ты выглядишь глупо». Для Ким это было шоком: ни один человек за много лет работы не говорил ей об этом и в таких выражениях. Но хотя это было неприятно услышать, а ее руководителю наверняка было неудобно это говорить, Ким была рада узнать правду.

Сохранить в компании атмосферу, в которой люди могут свободно высказывать все, что их волнует — безусловно, задача руководителя. Именно с него начинается «культура фидбэка». Но важно помнить, что цель обратной связи не критика сама по себе или выяснение отношений, а улучшение командной работы.

Что писать в анкете обратной связи

В опросах и анкетах обратной связи часто встречается критика, связанная с личной оценкой и эмоциями. Замечания вроде «он слишком самоуверенный», «у него хорошее чувство юмора» ничего не говорят о работе.

Вторая проблема систем «постоянного фидбэка» — случайность. Один проступок человека может вызвать всплеск негативных отзывов, даже если это единственный подобный случай в его работе. Хотя важнее обращать внимание на постоянные ошибки — или постоянные успехи, которые делает коллега.

Существует универсальная формула, которая помогает дать отзыв о чьей-либо работе: «Что нужно перестать делать этому человеку, чтобы работать гораздо лучше? Что ему нужно продолжать делать, чтобы быть еще более эффективным?» Из ответов на эти вопросы должна сложиться идеальная картина, основанная на фактах и учитывающая цели компании.

Чтобы выжить в компании, где обратная связь стала привычкой, придется научиться двум вещам.

Достойно встречать неприятные замечания

  • Не начинайте сразу защищаться. Когда говорят что-то резкое и неприятное, сразу хочется возразить или объяснить человеку, что он неправ. Но лучше глубоко вдохните и переспросите, правильно ли вы услышали.
  • Поблагодарите за откровенность. Обычно чем более обидное замечание, тем тяжелее его высказать. Только представьте, что вам пришлось бы сообщать коллеге о неприятном запахе изо рта!
  • Вернитесь к вопросу через неделю или месяц. Спросите у коллеги, изменилась ли ситуация. Он с удовольствием расскажет, что изменил свое мнение.

Критиковать, не испортив отношения

  • Уважайте чужую работу. Если коллега пришел рассказать о своих идеях или проекте, помните, что прошедшая только что пятиминутная презентация — это самая малая часть его работы. За ней стоит несколько дней, недель или месяцев размышлений и серьезного труда.
  • Задавайте вопросы. Предположим, идеи кажутся дурацкими, и хочется предложить несколько более адекватных решений. Вместо того чтобы перейти к критике и предложениям, попытайтесь понять, почему человек решил задачу именно таким образом. Так будет легче искать решение вместе, а не перетягивать одеяло на себя.
  • Не копите недовольство. Подходящего момента никогда не настанет. Лучше две минуты в неделю обсудить что-то неприятное, заваривая кофе на кухне, чем в конце года провести часовой разговор в переговорке за закрытой дверью.